United Multimedia Projects — одна из наиболее динамично развивающихся кинокомпаний в России. Сейчас UMP является одним из главных поставщиков неигрового кино для крупных федеральных каналов, в большей степени для «Первого канала». Немалая заслуга в этом принадлежит продюсеру UMP Никите Евгану. В беседе с главным редактором журнала Prosystem Guide Никита изложил свой взгляд на современную телевизионную документалистику.
Продюсер кинокомпании UMP Никита Евган |
— Я начал работать на ТВ в 1991 году в программе «Взгляд». Потом какое-то время занимался рекламой. Затем в телекомпании «Совершено секретно» был руководителем и ведущим программы «Двойной портрет». А с 2004 года, продюсирую документальное кино. С 2008 — сериалы.
— Сколько лет UMP занимается производством неигрового кино?
— Как только на телевидении началась эпоха неигрового коммерческого кино, мы сразу в нее и шагнули. Это был как раз 2004 год — старт активной игры в документальные форматы на отечественном ТВ, точнее на «Первом канале». За прошедшее время нами было снято около 50 документальных фильмов. Большая часть из них, для «Первого канала», около 15 картин — для «России», остальное для других каналов.
— Почему неигровое кино так востребовано на ТВ?
— Этот жанр работает, «забивая» даже сериалы. Имея, кстати говоря, существенно более низкую стоимость. Ну, как минимум в 3–4 раза.
Неигровое кино вызывает более сильный процесс сопереживания у зрителей, гораздо больший стресс. Видимо потому, что происходящее на документальном экране более достоверно, чем в игровом кино. Причем, документальное кино вряд ли выдержит «сериальность» потому, что оно построено как отдельное повествование, в этом его плюсы и минусы.
С игровыми сериалами есть сложный коммерческий момент. Когда сериал произведен, а этот процесс, например, для мини-сериала занимает года полтора, то для канала весь проект может оказаться «протухшими консервами». Обьясняется это просто: зритель очень быстро устает от того, что ему подсовывали в прошлом году. В какой-то момент вместо мелодрамы ему вдруг хочется детектива, но мелодрама уже снята. Снята потому, что продюсеры жили представлениями прошлого года. Угадывать настроения будущего, это сверхзадача и для канала и для производителя.
— Что сейчас заказывают каналы документалистам?
— Формат ЖЗЛ никогда не был интересен людям. Если делать просто биографию героя, то 90 % из сюжета зрители и так знают, им это не интересно. Когда обозначился бум на документальное кино, телеканалы стали показывать портретные истории. Но зритель хотел знать об известных людях то, что ему неизвестно о них. Он хотел проникнуть в закулисье жизни известных людей. Так появился формат «Неизвестное об известном». Зрителю было интересно узнать, как спивались знаменитые актеры, на ком они женились, как разводились, с кем заводили внебрачные связи и рожали внебрачных детей. Словом, все то, что оставалось за кадром официальной жизни. Так устроена человеческая природа. Было очевидно, что мы должны были прийти к этому.
Затем, когда объем тем был исчерпан, телеканалы решились на повтор и пошли по второму кругу. И тут все неожиданно обнаружили, что эта тема, по-прежнему, интересует и волнует людей. Изменив немного угол зрения, можно повторно возбудить зрительский интерес. Потом пошел третий круг, четвертый… На четвертом интерес стал падать и все ринулись искать новые тренды.
— Нашли?
— На данный момент пользуются спросом сюжеты про архетипичные персонажи нашей жизни. Такие сложные истории про простых людей. И как правило это 6–7 историй в каждом фильме. То есть, это кино на заданную тему, в которой сами истории в самом широком диапазоне иллюстрируют тему.
— Почему формат «неизвестное об известном» настолько востребован телеканалами? Спрос рождает предложение?
— Желание человека подсматривать в замочную скважину вполне естественно. Мы показываем то, что скрыто от зрителя в повседневной жизни. Чем инетресней сцена, которая происходит за потайной дверью, тем успешнее кино. Должна быть простая и привлекательнаы идея. Монтаж, режиссура, работа оператора имеют уже второстепенное и даже третьестепенное значение. У успешного продукта есть две составляющие: история и герои. На все остальное, как показывает рынок и опыт, зрителю наплевать. Подчеркну, что я говорю о коммерческом кино, а не об арт-хаусе. То есть, о кино, которое очень условно называется документальным.
— Как происходит взаимодействие с заказчиком, то есть с телеканалом?
— Для «Первого канала» предлагаются пакеты тем. Канал отбирает их по простейшему принципу «было — не было», «цепляет-не цепляет». Они просят синопсис, в котором должна быть понятна драматургия происходящего — та пружина, за счет которой будет держаться внимание зрителя в течение 52 минут и если если это проходит, то заключается договор, пишется сценарий и начинается обычный съемочный процесс. Производитель не работает в отрыве от канала, все этапы мы проходим вместе.
— Есть ли жанровые различия в продукции для разных каналов?
— Ну, конечно. НТВ показывает «спешл репорт» — делают огромный репортаж, в результате получается фильм. Это их фирменный стиль. Кто-то снимает по-другому, и строит драматургию на интересном рассказе.
«Россия» заказывает фильмы, в которых острые углы интеллигентно сглажены, а «Первый канал» этого не боится.
— Как определяется стоимость продукции?
— Канал предлагает одинаковые суммы для всех производителей согласно договору. Сейчас все телеканалы платят за документальное на 30 % меньше, чем до кризиса.
Когда мы производим для канала продукцию, то предполагаем продажу исключительных прав каналу. Если же продадим только премьерные права, то не окупим производство. Конечно, можно рискнуть и оставить себе права для последующей продажи, но по-моему тут игра не стоит свеч. Кстати говоря, представьте себе выгоду, которую канал получает забирая себе все права. Например, канал «Россия» показал наш фильм о Фрунзике Мкртчане раз, по моему, 15. Ну вот и подсчитайте доход от рекламы.
— Если независимый производитель принесет на федеральный канал готовый фильм, он сможет его продать?
— Если это достойный фильм, почему нет? Хотя это очень сложно. За готовый фильм меньше платят. Все же понимают что его тебе просто некуда девать… Ну, если только это не выдающееся кино.
— Что из последних работ UMP вы бы отметили?
— Недавно мы сделали для «Первого канала» — некий синтез игрового и документального кино, так называемую «докудраму». Это история про путч 1991 года. Казалось бы, про те события все известно. Однако мы нашли новые ракурсы — например нам удалось отыскать танкистов, сидевших в БТР под колесами которых погибли люди на Садовом кольце. Там есть их интервью, но в основном это игровая история. На самом деле, это попытка рассказать что-то новое новым языком про всем известную историю. Это ведь тоже неизвестное об известном.
— Как изменился рынок в условиях экономического кризиса? Можно ли как-то повлиять на ситуацию?
— Вы задаете мне вопрос, который следовало бы адресовать совсем другим людям. Но я попытаюсь на него ответить. Год назад у всех, выражаясь популярной в последнее время IT-терминологией, все «зависло».
Сейчас производство потихоньку начинает приходить в движение. Далеко не всё, но сериалы худо-бедно запускаются. Все неожиданно обнаружили, что можно снимать дешевле. Хотя раньше казалось, что это вообще невозможно.
Конечно, рынок изменился и за производство теперь платят меньше. Естественно, это отразилось на всех. Все получают меньше — режиссеры, операторы, актеры. Конечно это тяжелая ситуация, но во многом она более здоровая чем та, что была до кризиса. Полезно иногда окунать горячую голову в ледяную воду. Она от этого только здоровее станет. Очень хорошо лечит неоправданный пафос.
Что касается прокатного кино, то я думаю, что пришло время снимать его за минимальный бюджет, опираясь на крепкую и четко сформулированную, народную историю. Может быть в кризис мобильный телефон для этого больше подойдет, чем кинокамера.
— Каковы ближайшие планы?
— Готовим к запуску 16-серийный детектив с очень интересным главным героем. Плюс к этому разрабатываем одну увлекательную историю с привлекательным, запутанным сюжетом — ребусом и клёвым героем в центре. А от документального кино можно чуть чуть и отдохнуть.