2009-10-16

От Заира до Алтая. Из опыта независимого документального кинопроизводства.

В этой статье я попытаюсь рассказать о том, как развивалась наша компания, через какие ошибки мы прошли, чему научились. Первое мое образование — преподаватель географии, и с институтских лет мне нравилось организовывать и проводить различные экспедиции. Постепенно хобби стало превращаться в профессию, путешествовать «для себя» стало неинтересно, захотелось с кем-то поделиться подробностями о тех захватывающих местах, куда меня забрасывала судьба. А поделиться в моем понимании — это значит снять фильм и донести его до зрителя.
Будучи уже генеральным директором фирмы, снимающей документальное кино, я считаю, что работаю по специальности, то есть учителем географии — наши фильмы, как правило, снимаются в экспедициях и рассказывают о необычных местах, народах или людях, и при этом являются образовательными или просветительскими.
Мой путь в документальный кинематограф начался в 1996–97 годах, когда мы вместе с Анатолием Хижняком при поддержке Русского географического общества предприняли ряд экспедиций в труднодоступные места планеты. Мы посетили пигмеев мбути в Заире, малочисленные нилотские народы в Кении, бассейн реки Укаяли (приток Амазонки), где целый месяц жили с индейцами, постигая азы шаманизма и употребляя растения сельвы. Во время этих экспедиций мы проводили первые съемки, наверное, это можно было назвать полевой этнографией. Понимая, что мы имеем дело с коренными культурами, мы фиксировали на видеокамеры основные события жизни племен.
Несмотря на то, что результаты наших съемок были показаны на центральных телеканалах (программа «Взгляд» и другие), у меня возникло ощущение, что для того, чтобы снять интересный фильм, нужен хороший оператор. В 2002 году, во время работы в Республике Бурятия, судьба свела меня с Алексеем Стреловым, талантливым оператором, с которым мы успешно проработали до 2007 года, сняли наши первые фильмы и получили первые призы на кинофестивалях. Кульминацией нашего сотрудничества стало получение статуэтки ТЭФИ за операторскую работу в 2007 году (фильм «Республика Башкортостан»). Сейчас Алексей «ушел» в художественное кино, я же, по-прежнему, стараюсь работать с талантливыми операторами: в нашем кино (да и вообще в кино) от «картинки» зависит очень многое.
Раньше я полагал, что достаточно просто взять с собой в путешествие видеокамеру и красиво отснять места и людей. Однако, как показал опыт, просто красивых видов или интересно отснятых событий недостаточно. Для того, чтобы фильм был интересен зрителю, необходима драматургия и режиссура. Собственно, над этой задачей мы работаем до сих пор, от фильма к фильму уделяя все большее внимание сценарию и его воплощению. Мы работали со студентами ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, полезными оказались знакомства с мэтрами нашего документального кино, фильмы которых знают и смотрят в мире: Виктором Коссаковским, Сергеем Мирошниченко, Алексеем Погребным, президентом телекомпании «Цивилизация» Львом Николаевым. Общение с мастерами задает вектор развития, заставляет тебя думать в правильном направлении.
Для личностного роста и для роста компании важна была моя учеба на Высших курсах сценаристов и режиссеров (продюсерская мастерская В. Арсеньева, набор 2005 года) и, конечно, участие в разнообразных кинофестивалях. Специфика кино и телерынка в России такова, что качественное документальное кино в большом объеме можно увидеть только на фестивалях, там же возникают связи и завязываются интересные знакомства. Вместе с тем, документалистам нужна аудитория, нам хочется иметь своего зрителя, а это может дать только телевидение. Поэтому наше кино с каждым годом приближается к телевизионному формату в хорошем смысле этого слова, оставаясь при этом «нашим», то есть с географической и этнографической составляющими. Все наши последние проекты были показаны на целом ряде телеканалов («Культура», «Спас», «Школьник», «365 дней», «24 Док» и других)
Теперь немного о проблемах, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Это и поиски финансирования (например, наша компания в течение уже ряда лет пытается получить государственное финансирование, хотя бы частичное, в Департаменте кинематографии Министерства культуры РФ, мы участвуем в тендерах, но безрезультатно), и сложности по творческой части, и проблемы во взаимоотношениях в творческой группе, которые усиливаются по ходу экспедиции, и трудности с размещением на телеканалах (у большинства наших телеканалов есть собственные творческие группы, и фильмы, пришедшие со стороны, внимательно анализируются). Но все эти проблемы, в какой-то степени, и делают нашу жизнь независимых производителей документального кино увлекательной и иногда напоминающей американские горки.
С каждым годом мы стараемся расширять арсенал технических съемочных средств. Если мы начинали с камеры Sony DSR-PD150, петлички и пары световых приборов, то теперь на съемках мы используем камеры Sony формата HDV, кран, стедикам, разнообразные световые приборы, включая Dedolight, звукооператор отдельно пишет звук. И с каждым годом мы приближаемся к европейским и мировым стандартам съемок документального кино.
В завершение хочу сказать, что за шесть лет, которые прошли со съемок нашего первого профессионального фильма (если не считать опыты с камерой в племенах), мы очень много узнали, причем в основном на собственном опыте. Снимать документальное кино, особенно когда ты сам формулируешь идею, ищешь финансирование, собираешь команду и реализуешь задуманное, — невероятно интересно. Хочется верить, что мы все еще в начале пути и что впереди нас ждут большие проекты, незабываемые путешествия и новые встречи.
Владислав Кеткович, генеральный директор НО «Фонд этногеографических исследований»
twitterfacebookgoogle plusrss feedemail