2002-10-20

Антарктическое приключение

В 2001 году испанская съёмочная группа проводила съёмки дикой природы островов Южная Георгия при помощи ТВЧ-камеры Sony CineAlta. Для справки: острова Южная Георгия лежат юго-восточнее Южной Америки, площадь — 4,066 кв.км, население — 20 чел. (небольшой военный гарнизон), метеорологической станцией, созданной в 1949 г. на военной базе, в настоящее время не занимается никто из учёных. 
С участниками 
съёмочной группы беседует Стюарт Вайн. 

Это был один из наиболее амбициозных проектов, когда-либо предпринимавшихся при помощи ТВЧ-камеры. Съёмки осуществлялись командой из четыре человек на острове Южная Георгия (одном из самых суровых мест на Земле) и позволили получить уникальные кадры дикой природы. В распоряжении группы были две ТВЧ-камеры CineAlta, предоставленные сопродюсерам из компании InfoTV, которая является пионером в области использования ТВЧ-камер в Испании. 
«Мы не моряки, и это был кошмар, —вспоминает продюсер Хорхе Линарес, — Все болели морской болезнью, а если бы кто-то упал в воду он — погиб бы через пару минут!» «Мы снимали по всему миру более десяти лет, но эта съёмка была самой трудной как для группы, так и для оборудования, — соглашается режиссёр Фернандо Гонсалес. — Каждый день мы боролись с пронзительными ветрами и низкой температурой. Это было очень тяжело, но пейзаж, дикая природа оказались потрясающими — мы никогда не видели ничего подобного». 
О-в Южная Георгия был открыт в 1756 году испанскими моряками судна «Leon». Капитан описал этот участок суши как «остров борьбы за выживание», и оставил Куку возможность первому ступить на его землю в 1775 году. Гонсалес отмечает, что главной целью документальной съёмки было показать дикую природу Южной Георгии, а также то, как меняется роль человека: от разрушительной в прошлом до гарантирующей будущее дикой природы в настоящем. «Мы хотели показать, что человек теперь становится одним из звеньев «цепи жизни», — говорит режиссёр. 
Полные напряжённого драматизма и нервного напряжения кадры сражения самцов морских слонов с непрошеными гостями за территорию перенаселённого берега были сняты оператором Марио Алонсо. Он красочно описывал крики сотен тысяч королевских пингвинов, толпившихся вокруг, когда он шёл к могиле Шеклтона (английский исследователь Антарктики, похоронен в Гритвикене, на оконечности вдающегося в море мыса о. Южная Георгия). 
Перед тем, как группа отправилась в антарктическое путешествие, встала проблема выбора съёмочного оборудования. «Южная Георгия является трудным, очень трудным местом для съёмки любого документального кино, — отмечает Гонсалес. — Мы искали камеру, которая была бы способна обеспечить наилучшее изображение в таком суровом климате, при крайне жёстких и меняющихся условиях — освещения, в ненастную погоду и т.п. И мы её нашли». 
Существовали также экономические соображения, важные для Линареса и повлиявшие на его решение остановиться на CineAlta. Именно эта камера гарантировала максимально широкий диапазон международных продаж при минимальных затратах на постпроизводство. Японские и американские компании, вещающие в формате ТВЧ, безусловно, жаждут получить материалы соответствующего формата ("родного" для CineAlta). Но эта камера годится также и для обычного ТВ. «Мы снимали все кадры на скорости 25 к/с для того, чтобы сделать последующий монтаж более непосредственным и чтобы немедленно получить версии программ для показа в Испании. Этот вариант также привлекателен для стран, вещающих на частоте 50Гц и имеющих каналы ТВЧ (например, для Австралии и Китая). Для Японии и США, где вещание осуществляется на частоте 60Гц, мы рассчитывали, что обработаем материал, как если бы он был в формате 24Р, а уже затем сделаем версию 60Гц (как будто с плёнки). И у нас все получилось». 
Будучи на острове, группа каждую ночь использовала камеру для воспроизведения отснятого материала на 9-дюймовом мониторе ТВЧ. За 24 дня съёмок на 33 видеокассеты было записано 1650 минут изумительного материала. Итогом работы явился великолепный 52-минутный телевизионный документальный фильм. 
«Я всю жизнь был убеждён и всегда говорил, что для съёмок лучше использовать плёнку, — говорит Гонсалес. — Но сейчас я существенно изменил свою позицию. У плёнки отличные возможности. Но если бы мы снимали на плёнку, нам пришлось бы ждать возвращения в Испанию, чтобы оценить результат. С CineAlta весь материал можно было отсмотреть в тот же день! Кроме того, ТВЧ-камера, как я теперь понимаю, гораздо надёжнее. А её качество очень и очень близко к кино». 
Оператор Марио Алонсо почти не имел времени, чтобы экспериментировать с замысловатыми настройками, поэтому, в основном, полагался на заводские предустановки, повозившись только с коррекцией уровня, и, разумеется, с множеством внешних фильтров. Тем не менее, у него все получилось. Для Алонсо это была первая съёмка в формате ТВЧ, но у него благодаря опыту работы с Digital Betacam — не было больших проблем с настройкой камеры. Он не обнаружил и большого количества отличий в использовании камеры. Намного более серьёзные препятствия создавала разница в условиях съёмки на антарктическом острове и в обычных проектах. 
Вера Гонсалеса в CineAlta оказалась более чем обоснована. «Эта новая камера — просто чудо. Другим способом, вероятно, мы бы так не сняли. Нам приходилось работать в очень суровом климате, и мы могли быть уверены в том, что результат будет превосходным. Даже когда наши фотокамеры отказывали, ТВЧ-камера все ещё работала! А возвращение домой с более чем 30 часами беспрецедентных по качеству материалов было для нас истинным счастьем. CineAlta проще, эффективнее и надёжнее других типов оборудования, с которым я имел дело. Я не сомневаюсь в этом после столь тяжёлой работы. Я думаю, за ней будущее», —заключил Гонсалес.
scene to screen
© 2002 Перевод Prosystem
twitterfacebookgoogle plusrss feedemail