2002-10-20

В кадре шедевры галереи Боргезе

Документальный фильм итальянского телевидения RAI, посвященный римской галереи Боргезе, снят в формате HDCAM.
Материал Луизы Бишоп

Передать совершенство художественного произведения средствами другого вида искусства всегда было трудной задачей. Но, может быть, именно поэтому независимый итальянский продюсер Гарад принял вызов. Его компания в сотрудничестве с RAI недавно завершила документальный фильм о галерее Боргезе, — римском музее, где находится огромное количество мировых шедевров, включая работы Караваджо и Бернини. В ходе данной работы специалист по художественным программам впервые использовал ТВЧ-камеру. Формат доказал свою состоятельность при воспроизведении деталей различных художественных предметов и самой атмосферы знаменитого музея, с его причудливыми садами, образующими парк виллы Боргезе.
«Некоторые знакомые говорили мне, что это лучший в мире документальный фильм о музее, — сказал режиссер Рубино Рубини, — но я, разумеется, пристрастен к таким оценкам». Фильм о художественной галерее – и тонкая, и тяжелая работа одновременно. Открыть особое пространство и время музея для телезрителя, ввести его в этот мир – пожалуй, одна из наиболее сложных задач, за решение которых может взяться режиссер.
Главную роль в фильме исполняет итальянский художественный эксперт и директор всех римских музеев Клаудио Стринати. Он выступает в качестве экскурсовода зрителя по галереям. «Стринати – один из лучших экспертов по истории искусства в Риме и великолепный гид, поскольку умеет рассказывать от всего сердца, — так оценил его работу режиссер. — Вы видите лучшие экспонаты музея, живопись, скульптуру и слышите рассказ о них. Это очень простая и древняя форма повествования, но при умелом исполнении она способна глубоко проникать в историю и сокровенный смысл произведений искусства».
Фильм был адаптирован для различных рынков и выпущен в нескольких версиях продолжительностью 1 час, 45 минут и 27 минут. Он уже закуплен RAI, ведутся переговоры с вещателями Франции, Южной Америки и Испании. Институт итальянской культуры в Париже начнет с показа этого фильма свой следующий сезон. «Много людей, работающих в области культуры, проявляют необычно высокий интерес к уровню и качеству картины, которую мы сделали, а также к самой технологии съемки», — сообщил Р. Рубини.
«Мы проводили тестирование камеры Cine Alta, сопоставляя ее с другим известным оборудованием, и уже во время испытаний поняли, что она очень и очень хороша. Кадр высокого разрешения способен передать тончайшие нюансы атмосферы события, эта камера уникальна, она может сопоставлять цвета другим, более мягким, чем ТВ-камеры, способом. На кинофестивале в Венеции, даже на 9-метровом экране фильм смотрелся изумительно. Результат был очень близок к кино, хотя мы делали телефильм».
По мнению Р. Рубини, ТВЧ-камера идеально подходит для документальных фильмов. «Уровень наших познаний о ТВЧ был весьма различным. Мы хотели снимать на ТВЧ-камеру с самого начала, но по разным причинам. Для кого-то важны были преимущества данного формата, для кого-то стремление дополнительно выделить нашу программу. В процессе работы мы задействовали все вспомогательное оборудования для формата ТВЧ. Как бы то ни было, наше решение оказалось верным».
Группе удалось уловить и передать реальную сущность произведения искусства средствами ТВЧ. «Для меня проблема традиционных телекамер заключается в фокусе – все находится в плоском фокусе. Совсем другое – камера ТВЧ. На крупных планах, например при съемке статуи, вы можете «взять в трех измерениях» мельчайшие детали и рисунок мрамора. И все это получается сразу, непосредственно во время съемок. Изображение выглядит абсолютно реальным, создающийся эффект присутствия поразителен».
«Кроме того, мы обнаружили, что можем управлять природой изображения при помощи ТВЧ-камеры, – продолжает итальянский режиссер, — Можно играть, экспериментировать со светом для получения разнообразных и неповторимых эффектов. Некоторые сцены фильма сняты в темной обстановке, другие – в красных или голубых тонах. Во время съемок мы не только работали, но и «играли» с камерой, и сообща пришли к выводу, что она «понимает» наши творческие устремления».
Всего на съемки было затрачено около 30 дней. Еще два месяца ушло на монтаж. Хотел бы Р. Рубини повторить ТВЧ-опыт? «Наша цель – снимать фильмы теми способами, которые мы можем освоить. Мне вообще нравится пробовать новое оборудование, и я с удовольствием повторил бы опыт еще раз. ТВЧ, несомненно, снижает затраты на производство, освещение и обслуживание. Оно проще, но эффективнее».

scene to screen
© 2002 Перевод Prosystem
twitterfacebookgoogle plusrss feedemail