В этом году на съемках джазового фестиваля в Монтре был задействован многокамерный внестудийный ТВЧ-комплекс.
Рассказывает Ричард Дин
Фестиваль джаза в Монтре является одним из самых известных и наиболее посещаемых музыкальных событий в Европе. Каждый год живые легенды музыки приезжают выступать в этот престижный швейцарский город, который уютно устроился среди гор, окружающих спокойные воды Женевского озера. Организатором фестиваля выступает компания Montreux Sounds, созданная Клодом Нобсом, тем самым человеком, который основал сам Фестиваль джаза в Монтре в 1967 году.
В фестивале 2002 года, длившемся 16 июльских дней, принимали участие такие звезды, как David Bowie, Jamiroquai, Joe Cocker, Candy Dulfer, Chris Rea, UB40, Dave Stewart и Gary “Mudbone” Cooper.
Завсегдатаи фестиваля – BB King (в этом году он снимал покрывало с собственной статуи на берегу озера, рядом со статуей Рэя Чарльза), Keith Jarrett и Herbie Hancock – выступали рядом с артистами, принадлежащими к новому поколению джаза. Среди них были Bilal, Cornershop, Common, Slayer, Muse, Lambchop, Cake, EST, Cornelius и многие другие. Приехали также Al Jarreau, David Sanborn и Erykah Badu.
Передать атмосферу столь уникального события средствами ТВ невероятно трудно. Поэтому в этом году организаторы пригласили бельгийскую компанию Outside Broadcast BV, специализирующуюся на внестудийной съемке, чтобы записать фестиваль на месте при помощи самого лучшего передвижного оборудования в Европе.
Компания привезла с собой 14-метровый трейлер Unit 8, недавно подвергнутый существенной реконструкции и предназначенный для записи «вживую» 5-6-часовых ежевечерних концертов. Трейлер был оснащен шестью камерами Sony HDC-950 и двумя ВМ HDW-F900. Связь всего оборудования в единую сложную ТВ систему обеспечивалась посредством HD коммутатора Sony для «живого» монтажа. Одна из ТВЧ-
камер была установлена на кране, еще одной оператор на сцене вел съемку с рук.
ТВЧ-камеры являются легкими и компактными приборами. Они, помимо всего прочего, обеспечивали большую гибкость при работе на ограниченных пространствах джазового концерта и позволяли съемочной группе фиксировать особую обстановку каждого из неповторимых вечерних представлений.
ТВЧ-камеры давали возможность компании Outside Broadcast BV переключаться между всеми ТВЧ-стандартами, включая 24р, 25р, 50i и 60i. Например, японская компания NHK получала ТВЧ-сигнал для своей сети в стандарте 1080/60i. В то же время, съемки по ряду технических условий велись в стандарте 1080/50i. По словам директора-распорядителя Outside Broadcast BV, Людо Керкховса, это не создавало никаких затруднений и не потребовало привлечения дополнительного оборудования. «В следующем году, мы, возможно, используем режим 60i. С видеомагнитофонами ТВЧ это не является проблемой, — фактически стоит всего лишь щелкнуть тумблером», — заметил Керкховс.
На сам стиль съемки повлиял еще одни фактор, обусловленный природой ТВЧ. «В кадре так много подробностей, что зрители сами могут разглядеть мелкие детали, поэтому нет необходимости в большом числе вставок с крупными планами». Андре Вербессел, технический директор компании Outside Broadcast BV, так оценил качество изображения ТВЧ: «Когда я смотрел в монитор 24”, мне казалось, что я смотрю через окно».
Джазовый фестиваль в Монтре впервые был записан Outside Broadcast BV еще в 1997 году при помощи передвижного оборудования, принадлежащего гиганту японской ТВ-индустрии NHK. Все это время NHK оставалась твердым приверженцем съемки в формате ТВЧ. Однако в последние годы ситуация стала приобретать новые черты. Андре Бюхлер, один из руководителей компании Montreux Sounds, говорит, что сегодня NHK далеко не единственная вещательная корпорация, которая выдвигает требования получать материалы в стандарте ТВЧ: «Все больше и больше стран практикуют ТВЧ-вещание, и число компаний, которые просят ТВЧ-материал, многократно возросло. Особенно стремителен этот процесс в США. Даже те каналы, которые не вещают в формате ТВЧ, хотят приобрести ТВЧ-мастер, так как более высокое качество исходного изображения является важным фактором при передаче в стандартном разрешении». Оценивая результаты работы нового внестудийного комплекса в Монтре, Бюхлер добавил: «Мы весьма удовлетворены качеством изображения ТВЧ-камеры. Она дает фантастические картинки».
Л. Керкховс, руководитель Outside Broadcast BV, непосредственно осуществлявшей съемки, полагает, что современное оборудование ТВЧ стало значительным шагом вперед по сравнению с Digital Betacam: «Когда вы снимаете в формате ТВЧ, материал прекрасно подходит для формата 16:9, и разрешающая способность лучше, даже если само вещание происходит в стандартном формате. На этот раз мы продали отснятый материал в 24 страны по всему миру в стандартном разрешении! Не будь у наших ТВЧ видеомагнитофонов выхода для одновременной подачи сигнала в стандартном разрешении, о столь широких и успешных продажах можно было бы даже не думать».
После успеха в Монтре компания Outside Broadcast BV, работающая на вещательном рынке уже 13 лет, планирует использовать свою передвижную телевизионную станцию ТВЧ по всей Европе, поскольку спрос на «живые» программы в формате ТВЧ быстро растет.
scene to screen
© 2002 Перевод Prosystem