2002-10-20

Новые камеры ТВЧ на телевидении


…Эра Digital Betacam клонится к закату?
Новые ТВЧ камеры и видеомагнитофоны делают производство материалов 25р для высококачественного телевидения сопоставимым по затратам с Digital Betacam и – вместе с тем – позволяют современным теле- и кинокомпаниям выходить на мировые рынки с продукцией, по качеству предельно близкой к кинопленке. 
Репортаж Криса Дикинсона и Джанет Уэст

Вещатели сегодня, как ни парадоксально, находятся под постоянным давлением снижающихся цен на съемочные и монтажные системы. В наибольшей степени это касается высококачественного оборудования. Темпы его совершенствования таковы, что самые грандиозные вложения перестали гарантировать, что через год-два именно вы по-прежнему будете на гребне волны, а не задержавшийся когда-то с модернизацией конкурент, который теперь приобретает лучшую технику по более низкой цене.
Оборудование ТВЧ серии CineAlta на сегодня и в обозримой перспективе остается лучшим решением проблемы. Обеспечивая полное разрешение 1920х1080 и кинематографическое качество, оно соответствует любым запросам мирового вещательного рынка. Оперируя этой техникой, легко создать любую HD или SD версию, которая будет удовлетворять любым техническим требованиям, включая американский стандарт 720Р DTV (являющийся на деле модернизацией формата NTSC, лишь немногим лучшим по качеству, чем европейский PAL). 
Единственный недостаток этого оборудования – цена. Для кинематографических бюджетов она вполне приемлема. А для большинства вещателей, в том числе крупных и далеко не бедных, превращается в серьезный барьер.
Однако теперь преодолеть этот барьер стало намного легче. Для удовлетворения запросов вещателей разработан новый ТВЧ камкордер HDW-750P, стоимость которого составляет менее 2/3 стоимости камеры CineAlta HDW-F900 и даже меньше первоначальной цены камкордера формата Digital Betacam. Между тем эта новая камера имеет полное ТВЧ-разрешение 1920х1080 и возможность переключения режимов между 25р и 50i. Также выпущен новый монтажный ВМ HDW-2000, который предлагается за ту же цену, что и аппарат Digital Betacam DVW-500. Новые модели позволяют существенно снизить затраты на монтаж материалов HD. Таким образом, у вещательного формата Digital Betacam появилась отличная ТВЧ альтернатива. 
Камера CineAlta HDW-F900 и ВМ HDW-F500 по-прежнему являются самыми совершенными устройствами в линейке оборудования для производства фильмов и рекламных роликов. Однако «младшие» модели HDW-750P и ВМ HDW-2000 можно назвать идеальным (или наиболее экономически эффективным) решением для высококачественного ТВ производства.
Компания The Bill, британский вещатель сериалов ITV, недавно провела серию тестов камеры HDW-750P для изучения вопроса о целесообразности перевода своего производства с Digital Betacam в новый HD формат. Фактически это было даже не тестирование, а реальная эксплуатация оборудования на протяжении весьма длительного периода.
«Проанализировав ситуацию на рынке и внутри компании, мы пришли к выводу, что нам необходимо в течение ближайших двух лет сменить формат — говорит Поль Маркес, исполнительный продюсер The Bill. – Такие замены не делаются за одну ночь. Организуя столь продолжительные испытания, мы хотели не только оценить новые камеры, но и полностью подготовиться к переводу всех служб компании на работу с техникой HD».
Руководство The Bill, продюсируемой Thames Television, предоставило новое оборудование одному партнеров – фирме Fremantle Media (ранее – Pearson Television), занимающейся производством разнообразных программ для ТВ. В результате на новой технике только в Великобритании были записаны 1300 получасовых и 250 часовых эпизодов, а также пять полуторачасовых специальных репортажей. Семь съемочных групп за 48 недель отсняли 96 часов программ, которые будет идти в течение года на ITV1.
В первую очередь, The Bill было важно сопоставить формат Digital Betacam и материал ТВЧ-камеры, преобразованный с понижением частоты в режимах 25P и 50i. Также компанию интересовало, насколько в действительности оборудование ТВЧ расширяет творческий потенциал и имеет ли этот потенциал сугубо рыночные перспективы.
Уже первые два дня испытаний и несколько отснятых сцен дали ответы на некоторые вопросы. Оператор Грэм Гедс, первоначально настроенный по отношению к HD камерам довольно скептически, заявил после съемок: «Я никогда не верил, что будет так легко склонить меня к ТВЧ. Но эта камера лучше, чем Digital Betacam, в том числе в отношении веса и баланса».
Также проводились эксперименты со съемкой «под пленку» на Digital Betacam и HDW-750P. Используя HDW-750P, легко переходить с кинообъективов и режима 25p, обеспечивающего более художественное изображение, на объективы для ТВЧ и режим 50i, создающий атмосферу непосредственности. Благодаря встроенному понижающему преобразователю камера HDW-750P может использоваться в режимах записи 25p и 50i, что обеспечивает легкую интеграцию в существующие системы. Но на этом преимущества не заканчиваются. Материал может монтироваться на Digital Betacam, а ТВЧ-мастер останется для будущего применения. 
Тестовые сцены для сопоставления режимов 25p и 50i выбирались очень тщательно, чтобы выявить любые производственные дефекты оборудования и смоделировать типовые требования съемочного дня. В кадре одновременно оказывались люди с черным и белым цветом кожи, актеры в гриме и без него, съемка велась в помещении и на улице, брались крупные планы, камера «провожала» автомобиль на высокой скорости и отслеживала стремительное развитие событий в сцене. Оценивалась работа камеры в условиях смешанного освещения, при съемке с рук и со штатива.
Результаты выявили предпочтительность режима 50i для сцен, выражающих непосредственность и несущих телевизионный взгляд на события. Однако в съемочной группе не было единодушия. «Лично мне нравится изображение 25p, — заявил Питер Батлер, режиссер и одновременно оператор, принимавший участие в тестах. — Это как если бы у вас на камере была кнопка «жили-были», переключающая репортаж в режим очерка или художественного повествования. ТВЧ имеет существенные отличия. Оно жестче и мягче одновременно, я бы сказал – более реалистично. Если отключить все настройки, вы снимаете с обычным разрешением. Но даже преобразованные с понижением частоты ТВЧ изображения на небольшом 9” мониторе смотрятся намного лучше, чем «картинка» Digital Betacam».
Другая компания – BR, подразделение телесети ADR в Германии, —  также проводила испытания новой камеры HDW-750P. Они не были столь масштабными и долгими, поскольку у персонала компании уже был опыт работы с оборудованием ТВЧ — ранее BR осуществляла подробное тестирование камеры CineAlta HDW-F900 с целью сравнения с Digital Betacam. 
Целью новых тестов BR было выяснение того, в каких областях производства целесообразна замена Digital Betacam на ТВЧ, и – главное — приведет ли данная замена к увеличению продаж программы компании зарубежным партнерам. Специалисты BR также хотели оценить, будут ли сконвертированные с понижением частоты ТВЧ-изображения выглядеть лучше, чем Digital Betacam при вещании в формате PAL.
Во время недельного тестирования BR специально подбирала для съемок наиболее высококонтрастные объекты и сцены, т.к. ТВЧ-камеры существенно лучше передают контраст, чем Digital Betacam. Съемки проводились на знаменитом  мюнхенском рынке, где изобилие тонов и оттенков, а также перепады освещенности превосходили даже то, что мог предложить городской зоопарк. Съемочная группа также путешествовала по мюнхенским пивным и в одной из них отыскала блондинку, которую попросили попозировать против света. Известно, насколько трудно передать на экране лицо человека с белыми или светло-русыми волосами в условиях задней солнечной подсветки: либо прическа уходит в пересвеченную область, либо лицо «проваливается» в глубокую тень. Однако ТВЧ-камера великолепно справилась с поставленной задачей. 
Еще один вопрос, которым задавались специалисты BR, был связан с тем, насколько ухудшается качество ТВЧ-изображения после преобразования с понижением частоты. Поскольку вещание BR ведется в системе PAL с Digital Betacam, этот вопрос прямо связан с целесообразностью приобретения ТВЧ-оборудования с точки зрения собственного эфира компании. Для съемочной группы BR было сюрпризом, насколько отчетливым оказалось превосходство ТВЧ-материала даже после преобразования и при воспроизведении на Digital Betacam. В целом, специалисты BR остались очень довольны результатами испытаний и подтвердили, что качество материалов ТВЧ значительно выше, чем то, которое может дать Digital Betacam. 
Отделение BBC Production Development, чтобы выяснить экономическую оправданность перехода на ТВЧ, составило калькуляцию издержек при съемке телевизионных художественных фильмов. Этот анализ был расширен авторами статьи за счет сопоставления четырех областей производства и монтажа и дает представление о реальной экономии, достижимой при переходе на ТВЧ-камеры.
Результаты расчетов, приведенные на рисунке, делались применительно к типовой 16-недельной съемке одной часовой серии художественного фильма, состоящей из 6-8 эпизодов. При этом предполагалось, что на один эпизод уходит 10-15 съемочных дней, а съемочный коэффициент составляет 10-18 к 1. 

Сравнение затрат на съемку и монтаж, евро

Графики демонстрируют, что съемка высококачественной камерой CineAlta HDW-F900 и монтаж в формате ТВЧ обходятся на 20% дешевле съемки на Super 16 и монтажа на Digital Betacam, и на 78% дешевле, чем съемка на 35-мм пленку и монтаж на Digital Betacam.
Но результаты еще более впечатляют, когда сравниваются затраты при съемке на новую ТВЧ-камеру HDW-750P и монтаже на Digital Betacam. Разница с Super 16 составляет 49%, а с 35-мм пленкой — 181%! 
Полагаем, что здесь есть, о чем задуматься каждому, кто серьезно заинтересован в производстве высококачественных ТВ программ в рамках реальных бюджетов.

scene to screen
© 2002 Перевод Prosystem


twitterfacebookgoogle plusrss feedemail